Рейтинг@Mail.ru

13 апреля 2018 г.

Этот трудный лёгкий жанр

Практически все театры областного центра расположены в самом центре города. Свои поклонники есть у каждого, но вряд ли найдётся кемеровчанин, который хотя бы раз не посетил Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва.

Музыкальный театр Кузбасса (а в то время ещё театр музыкальной комедии) родился в 1944 году – гораздо раньше, чем его сегодняшний дом на проспекте Советском, 52, украсил наш город.

Историками отмечена тенденция военных лет: в тыловых городах, несмотря ни на что, театр пользовался огромной популярностью у публики, которая в то время представляла собой озабоченных неустроенным суровым бытом людей. Потому, наверное, что искусство могло если не окончательно сгладить ужасы войны и переживания за близких на фронте, то хотя бы отвлечь мысли и успокоить душу, хоть немного смягчить горечь страшных утрат. Ни кино, ни цирк настолько волшебным даром духовного врачевания почему-то не обладали. А какая-то невероятная сила театра влияла на людей, уставших от страданий, от ожидания, от неясных предчувствий. Особое терапевтическое действие оказывал театр весёлый, где звучали музыка и смех, блистали улыбки, а костюмы поражали воображение, даря надежду на лучшее.

Начало начал

В начале февраля 1944 года Новосибирский облисполком обратился в отдел искусств Наркомата просвещения с просьбой создать в городе театр музыкальной комедии. 6 марта уже был получен приказ с утверждённым штатом, окладами денежного содержания, размерами пайков для каждой категории работников и всего прочего. Сейчас понятно, что главной предпосылкой стали «накопившиеся» специалисты театрального дела, оказавшиеся в эвакуации. Так, главным дирижёром стал Анатолий Бадхен – будущий главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Ленинграда в 1969 – 1989 годах.

В июле 1944 года был сыгран первый спектакль. Следующим летом труппа отправилась на первые гастроли – в город Прокопьевск только что образованной Кемеровской области. Огромный успех в шахтёрском городе привёл к тому, что Кемеровский обл­исполком обратился «наверх» с просьбой отдать этот театр, поскольку в области не было ни одного музыкального театра. Такое решение быстро приняли, и в 1945 году учреждение культуры обрело новую жизнь как Кемеровский областной театр музыкальной комедии, но с базой в Прокопьевске – в ДК имени Артема. Через два года он переехал в Кемерово и расположился в ДК Кировского района. Это было не совсем удобно, поскольку центр города в послевоенные годы получил устойчивую прописку на левом берегу, где помимо административного стало формироваться и культурное ядро. И в 1948 году музкомедия снова переехала, на этот раз в клуб коксохимзавода (сейчас там Театр для детей и молодёжи). Клубная деятельность продолжалась – огромная библиотека, кружки, художественная самодеятельность школы № 41 (ныне корпус экономического института КемГУ). А театр работал на правах аренды, как, впрочем, и многие театры СССР, не имеющие собственных зданий.

Ни помещение клуба, ни соседство театр совершенно не устраивали. При этом популярность музкомедии росла, немало поклонников оказалось и в среде партийного и советского руководства, что давало повод к лоббированию своих интересов.

Театр в кинотеатре

В конце пятидесятых годов областное руководство пробило в Москве строительство нового здания. Правда, не театрального – в те годы возводить специальные дома почему-то не хотели (кстати, и здание драмтеатра создавалось как большой дворец культуры, так что закулисная часть пристраивалась позже). А вот громадный кинотеатр – пожалуйста! Стройка началась в 1959 году, и многие заранее знали, что вместо заведения для «важнейшего из всех искусств – кино» сюда поселят чуждую пролетарскому классовому чутью буржуазную оперетту. Так оно и вышло.

Строительство заняло около четырёх лет. Переезд театра состоялся в ноябре 1963 года. До официального старта был дан концерт для строителей, а 28 декабря новый театр музкомедии открыл сезон спектаклем «Принцесса цирка». После этого он начал регулярную работу.

Правда, без накладок не обходилось. Поскольку кинотеатру не полагались ни грим-уборные для актёров, ни репетиционные залы, ни помещения для декораций, они и не были запроектированы, всё это появилось гораздо позднее в процессе реконструкций. Приходилось приспосабливаться, что отражалось как на процессе подготовки спектаклей, так и на здоровье актёров. Знатоки утверждают, что репетиции артистов балета на асфальтобетонном полу для многих значительно сократили профессиональный век. Было немало и других проблем.

Действующий директор театра заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Кемеровской области Владимир Юдельсон (возглавляет театр на протяжении последних 27 лет) рассказывает:

– Тогдашний директор, поддерживаемый главной знаменитостью Кузбасса – легендарным Александром Бобровым, народным артистом РСФСР, отправился в долгий путь по высоким кабинетам с прошениями и требованиями. Начинали с доказательств того, что слово «оперетта» не содержит в себе никакой буржуазной подоплеки, а далее переходили к делу. Александру Константиновичу никто никогда и ни в чём не мог отказать. По­этому в 1964 году театр музыкальной комедии был переименован в Театр оперетты Кузбасса, что повысило его статус, дало новое штатное расписание и увеличило ставки. Это было важным событием для города, областной центр расширялся, благоустраивался, хорошел на глазах, и появление современного театрального здания утверждало Кемерово в звании развивающегося культурного центра мощного промышленного региона.

Творческий потенциал

Кемеровская оперетта во все времена славилась актёрским составом. Успешному формированию творческого коллектива поспособствовало то, что в 1949 году из Ташкента приехала большая группа актёров и музыкантов во главе с заслуженным артистом Узбекской ССР талантливым режиссёром Адрианом Максимовичем Адриановым. Среди них был и Александр Константинович Бобров, который потом станет первым в Кузбассе народным артистом РСФСР, любимцем публики и искренним радетелем за свой театр. Он прослужил этой сцене почти сорок лет, а после ухода из жизни театру присвоили его имя.

Наталья Васильевна Бровикова проработала в Музыкальном театре Кузбасса четверть века в должности заведующей литературной частью. Одновременно она является автором концепции и наполнения театрального музея и историю творческого коллектива знает досконально.

– Мастерство постоянно совершенствовалось за счёт таких деятелей искусства, как режиссёры Семен Леонидович Штивельман и Тамара Давыдовна Гогава, дирижёр Евгений Михайлович Лугов. Под их художественным руководством создано множество полюбившихся и надолго запомнившихся музыкальных спектаклей, которые в разные времена становились лауреатами всесоюзных и всероссийских фестивалей театров оперетты и музыкальной комедии, в том числе в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Новосибирске. Огромной зрительской любовью пользовались такие актёры, как Борис Михайлович Двойников, Владимир Федорович Титенко, Владимир Алексеевич Дегтев, Нина Львовна Коносевич, Виктория Львовна Райх, Галина Николаевна Епифанова, Алла Григорьевна Зибольд, Любовь Петровна Фролова и многие другие кумиры публики.

Курс на современность

Здание театра пережило два серьёзных ремонта, которые смело можно отнести к разряду реконструкций. К этому в первую очередь побуждало то, что помещение так и оставалось не вполне театральным, отсутствовали нормальные декорационные склады и мастерские, и работать в нём, делая серьёзные постановки, было очень трудно.

Ремонт 1985 года прошёл в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. За это время у театра «выросли уши» – как раз для декораций, появились репетиционные залы, да и вся закулисная часть изрядно расширилась, дав простор для гримёрок и прочих необходимых помещений. Но, к сожалению, скорость отрицательно сказалась на качестве. Недочеты пришлось ликвидировать в последующие годы, так что ремонт стал практически бесконечным. Последняя реконструкция длилась около шести лет с перерывами и завершилась в 2012 году. Она обошлась в 700 миллионов рублей, финансирование полностью поступало из областного бюджета.

Этот период значительно осложнил жизнь труппы. Приходилось выступать на чужих площадках и всё время проводить в длительных разъездах. Выездные спектакли, малые гастроли – в Томске, Новокузнецке, Барнауле. Несмотря ни на что, театр достойно вышел из этих испытаний. Больше того – был произведён набор и выпуск молодых артистов, который оказался очень удачным.

Обновлению подверглись зрительный зал и сцена, закулисья это не коснулось, что давало возможность постоянно заниматься и проводить репетиции. Расширена оркестровая яма, она стала подъёмной. А вот с противопожарным железным занавесом, весившим 20 тонн, расстались – его работа отрицательно сказывалась на коробке здания, подвергая её деформации. Чтобы заменить железный занавес проливным водяным, было сокращено количество мест в зале. Первоначально он вмещал 1045 мест, потом 900, после реконструкции 1985 года – 862 места, теперь рассчитан на 722.

Реконструкция значительно изменила зал, сделав его более приспособленным к театральным действам в отличие от прежнего, больше напоминавшего кинозал или помещение для конференций. Кроме того, появились современные свет и звук. К сожалению, так и не удалось привести к идеалу акустику – это следствие изначального проектирования, хотя специалисты в этот раз над ней серьезно поработали. Новый облик любимого многими кемеровчанами Музыкального театра Кузбасса был принят буквально на ура.

Сергей ВОЛКОВ.
Фото из архива театра.

Рейтинг@Mail.ru