Рейтинг@Mail.ru

16 февраля 2018 г.

Первый дом нового проспекта

Кемеровчанам хорошо известно здание Кемеровского областного музея изобразительных искусств на Советском проспекте. Выставки, регулярно проводимые здесь, привлекают многих ценителей живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Но далеко не все знают о том, что само здание, построенное ещё в сороковых годах прошлого века, изначально имело другое предназначение.

В ударные сроки

Годы Великой Отечественной войны и перевод экономики тыловых регионов страны на военные рельсы потребовали от руководства страны изменения границ отдельных областей. Так, из состава Новосибирской области был выделен Кузбасс, а город Кемерово в конце января 1943 года получил статус областного центра. Плохо развитая на тот момент городская инфраструктура не могла нормально обеспечить размещение создающихся здесь многочисленных управленческих организаций. Поэтому вскоре после появления на карте Кемеровской области, ещё до окончания войны, в городе началось проектирование административных зданий.

Примечательно то, что практически одновременно проектировались здания репрессивных органов – госбезопасности и ГУЛАГа. Как рассказывает известный кемеровский историк архитектуры доцент кафедры строительных конструкций строительного факультета КузГТУ Ирина Захарова, еще до существования новой застройки будущего Советского проспекта – в то время ещё улицы Советской, – будущей площади Советов, улицы Весенней (в то время Ленинградской) начинается строительство двух зданий. Одно из них – управление НКВД (в настоящее время – здание городской администрации) – проектировал знаменитый кемеровский архитектор Леонид Касьянович Моисеенко, о чём мы расскажем позже. Другое – управление отдела исправительно-трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области, ставшее потом музеем (по адресу проспект Советский, 48), – создавал архитектор Т.С. Запашный. Ещё не был разработан генеральный план города, а эти ключевые здания уже вырастали вдоль только намечавшихся магистралей. Другим детищем того же архитектора стал жилой дом на 36 квартир, построенный для сотрудников ОИТК (проспект Советский, 46).

Изученные историками архивные материалы о строительстве ОИТК довольно скудны – возможно, это связано с секретностью объекта. Известно, что трехэтажное кирпичное здание задумывалось со всеми видами благоустройства и имело строительный объем 7938 кубометров и полезную площадь 1400 квадратных метров. Общая сметная стоимость составляла 68 тысяч рублей.

В августе 1944 года проект рассматривался на заседании архитектурной комиссии при Кемеровском областном отделе по делам архитектуры. Комиссия сделала замечания по художественной обработке и композиционному решению фасадов, а также по расширению площади вестибюля и увеличению высоты этажей от пола до потолка до 3,4 – 3,5 метра, что и было сделано.

Здание возводилось хозяйственным способом, то есть собственными силами застройщика, без привлечения специализированных подрядных организаций. Учитывая спе­цифику учреждения, которое должно было там размещаться, понятно, что на стройке работали заключённые. Об этом говорится и в отчёте инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля за 1945 год: «Строительство здания ОИТК УНКВД можно отнести к образцовым стройкам. …На строительстве разработан точный график работ. Подобраны технический персонал и основные кадры рабочих. Нужно отметить, что все кадры подобраны из заключенных, кроме начальника строительства тов. Григорьева, прораба тов. Богданова и архитектора Запашного».

Здание было выстроено за очень короткий срок – восемь месяцев, включая устройство канализации, водопровода и центрального отопления. По плану в феврале 1946 года объект готовился к сдаче в эксплуатацию.

Архитектор и наследие

Об архитекторе Т.С. Запашном никаких сведений, к сожалению, не сохранилось. Исследователи предполагают, что он мог оказаться в Кемерове во время войны в числе эвакуированных специалистов и обладал опытом, необходимым для проектирования столь важного объекта. По мнению Ирины Захаровой, стилистика его зданий позволяет предположить, что проектированием он начал заниматься в начале 30-х, в годы расцвета конструктивизма. Об этом говорит весьма сдержанное использование ордерных форм и декоративных элементов, стремление к крупным членениям и плоскостная трактовка фасадов. Позже архитектору, как и всем его коллегам, пришлось переучиваться, следуя официальному государственному курсу на «освоение классического наследия». Однако в их работах, в отличие от зданий эпохи зрелого советского неоклассицизма 1950-х годов, ещё чувствуются «рецидивы» предшествующего архитектурного стиля. Особенно заметны черты такого перехода от конструктивизма к неоклассицизму в другом доме проекта Запашного – с закруглённым фасадом, слева от музея.

После ликвидации ГУЛАГа в доме № 48 на Советском проспекте находилось управление МВД по Кемеровской области. И только после того, как оно переехало на улицу Островского, здание в 1985 году было передано областному музею изобразительных искусств. Внешний облик дома сохранился с незначительными изменениями. Первоначально по центру фасада, на втором и третьем этажах над входом располагались балконы, а в центре венчающего разорванного фронтона – рельефная пятиконечная звезда.

Рождение музея

Нынешний «хозяин» исторического здания – Кемеровский областной музей изобразительных искусств до переселения в новое здание пережил уже несколько реорганизаций. Первоначально это был художественный отдел Кемеровского областного краеведческого музея, его открыли летом 1969 года. Инициатором создания был Иосиф Лазаревич Курочкин, возглавлявший в то время управление культуры Кемеровской области.

Место для галереи было выбрано вполне удачно: на первом этаже дома № 51 на Советском проспекте, рядом с недавно построенным областным драмтеатром – сейчас там размещается исторический отдел музея краеведения. Правда, соседство с жильцами верхних этажей приносило порой дополнительные заботы – периодически потолки галереи протекали, и картины приходилось в буквальном смысле спасать. Впрочем, с проблемами защиты своих богатств музейные работники столкнулись позже, ведь первоначально никакого собственного фонда у галереи просто не было, а стены при открытии украшали картины передвижной выставки, прибывшей из Москвы.

Со временем появился и начал расти художественный фонд. Менялся и статус учреждения культуры. Бывший отдел краеведческого музея обрёл самостоятельность, превратившись в Кемеровскую картинную галерею. Затем галерея стала областной. И в конце концов она была преобразована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств. В 1985 году музей переехал в собственное здание, где находится и сейчас.

Жизнь в новом доме

Передача музею отдельного трёхэтажного здания с подвалом стала важной вехой в его развитии. Но сначала следует сказать о причинах такого переезда. Естественно, главной из них было то, что здание освободилось в связи с передислокацией областного УВД. Но был и ещё один важный посыл. Через каждые пять лет проходила зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», являвшаяся важной и знаковой для сообщества Союза художников РСФСР нескольких крупнейших областей страны. В 1985 году её запланировали провести (впервые и единственный раз за всю историю выставки) в городе Кемерово. Вероятно, это и побудило власти пойти навстречу такому событию и дать музею новое здание. Переезд и одновременная подготовка к ответственному мероприятию потребовали от сотрудников музея много сил, но в результате всё удалось, музей принял полотна и гостей из разных регионов страны. Большой вклад в оформление зональной выставки внесли известные кемеровские художники и дизайнеры Виталий Александрович Алексеев и Василий Андреевич Селиванов, заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин города Кемерово.

Специалисты говорят, что музеи, размещённые в приспособленных зданиях – а таких в провинции большинство, – не могут в полной мере решать все свои задачи. Кемеровский музей не исключение, ограниченность выставочных площадей не позволяет ему демонстрировать всё имеющееся богатство, многое приходится держать на хранении в запасниках. А выставлять есть что, ведь за время почти полувекового существования удалось собрать более шести тысяч артефактов. И помимо работ мастеров из Кузбасса музей обладает богатейшей коллекцией творений лучших представителей современного искусства всех регионов Сибири.

В настоящее время Кемеровский областной музей изобразительных искусств является одним из крупнейших художественных центров Сибири. Здесь действуют и плодотворно развиваются все направления музейной жизни, традиционные и новаторские. Это комплектование и хранение произведений искусства, их изучение, каталогизация, экспонирование; исследования в области искусства, издания альбомов и каталогов, выступления с докладами на научных конференциях; активная выставочная политика и сотрудничество с музеями России. Это приобщение широкого круга зрителей к художественной культуре и воспитание подрастающего поколения. И, конечно же, успешное освоение сферы новых информационных технологий и грантовых проектов.

…Говорят, что в прежние времена люди, приходящие сюда на выставки – преимущественно представители старшего поколения, – спрашивали у сотрудников музея: не сказывается ли на общей атмосфере здания его прошлое? И получали ответ: нет, новая жизнь наполнила этот дом новым духом, и атмосфера здесь чиста и легка. Видимо, настоящему искусству под силу и такие преобразования.

Сергей ВОЛКОВ.

Рейтинг@Mail.ru