Рейтинг@Mail.ru

02 февраля 2018 г.

Храм искусств

История Государственной филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова, которая без малого сорок лет украшает наш город и дарит незабываемые встречи с миром музыки, неотделима от истории тех людей, которые преданно служили искусству.

Один из ветеранов старой, а затем и новой филармонии Кузбасса – Вениамин Петрович ДОНОВ. Одарённый музыкант, приехавший в наш город буквально в момент создания концертной организации, более сорока лет прослужил здесь музыкантом симфонического оркестра, солистом-исполнителем, участником различных музыкальных коллективов. Сегодня он рассказывает о том, чем стала для него филармония.

Путь в Кемерово

– Конечно, по-настоящему первых дней нашей филармонии я застать не мог – согласно архивным данным, впервые концертная организация в Кемерове появилась в июне 1943 года, после того как город стал административным центром Кемеровской области. В то военное время я жил и учился в городе Ачинске Красноярского края. Несмотря на тяжелые годы, на постоянный нелёгкий труд, люди увлекались музыкой, в основном оркестровой, – видимо, это давало им возможность укреплять дух и жить с надеждой на скорую победу, мирную жизнь и счастье, которого заслуживает каждый человек. Увлекался музыкой и я, отдавая предпочтение ударным инструментам. Ещё в годы учёбы в Красноярском музыкальном училище нескольких из нас – старшекурсников – стали приглашать играть в солидном симфоническом оркестре. Это было неплохой подработкой, а мне особо везло, поскольку всегда и везде существовал дефицит на литавристов, особенно ксилофонистов. Так что можно сказать, что с музыкальной специальностью мне подфартило. После окончания училища знакомый дирижёр пригласил меня в Кемерово, хотя сам оттуда вскоре уехал в Грозный. Звал меня за собой и дальше, но я как-то сразу освоился здесь и остался, как оказалось, навсегда.

Филармония в те годы размещалась во Дворце труда. Впрочем, тогда и филармонии как таковой не было, я застал ещё времена КЭБа – концертно-эстрадного бюро. Коллектив малого симфонического оркестра был только что создан и находился в процессе развития. Условия были не самые лучшие: в том же Дворце труда работал Кемеровский драмтеатр и масса других творческих коллективов. Мы ютились в нескольких небольших комнатках, где и репетировали. В 1954 году КЭБ реорганизовали в Кемеровскую областную филармонию, которая и стала единственным местом моей работы, а Кемерово – родным городом, где я завёл семью, вырастил дочь, улучшил образование в институте культуры.

Новый дом музыки

– Новое здание филармонии строилось долго. Вернее, долгим был период проектирования, и еще более долгим – время обсуждений, согласований и принятия решения о её строительстве. Слова о том, что наша филармония «выстрадана», имеют полное право на внесение в её летопись. Это заслуга многих людей, среди которых в первую очередь стоит отметить Афанасия Федоровича Ештокина, бывшего в 60-70-е годы первым секретарём Кемеровского обкома партии, именно ему удалось «пробить» само решение о строительстве здания на уровне Совета министров СССР. Но даже это не отменило в дальнейшем замораживания строительства. Его возобновлению во многом поспособствовал Иосиф Лазаревич Курочкин, начальник областного управления культуры. Говорили, что для этого ему пришлось пробиваться к руководству Госплана. Ну а мы… мы всё это время ждали момента, когда филармония обретёт новый дом, и жили надеждами. Я до сих пор благодарен всем тем людям, которые приближали момент новоселья, они могут по-хорошему гордиться своим делом, которое им удалось осуществить, ведь они в буквальном смысле сделали всё возможное и невозможное.

Официальное открытие филармонии состоялось 19 января 1979 года. Но поскольку все мы с нетерпением ожидали этого, то «обживали» её ещё на стадии строительства. Ну а потом был настоящий праздник! Подумать только, такие масштабы – просторные репетиционные, размах, о котором можно было только мечтать: большой зал почти на 900 мест, да и малый – на 450!

Новая филармония теперь могла принимать на гастроли самые большие коллективы и, конечно же, развивать собственные. Это радовало и наших зрителей. Надо сказать, что наша аудитория многократно расширилась, народ просто хлынул сюда. Во многом поспособствовало и расположение концертного учреждения в самом центре города, и само здание, обеспечившее высокий уровень выступлений и удобство для гостей.

Книга доброй памяти

– Я помню всех без исключения директоров филармонии. Их список на сегодняшний день включает в себя семнадцать человек – от Александра Михайловича Хайкова, стоявшего во главе этой организации в пятидесятых, до Людмилы Владимировны Пилипчук, которая руководит коллективом по сей день.

Они очень разные, а ведь далеко не всё равно, кто является директором.

Опытный хозяйственник – это прекрасно, ведь всем нравится хорошо организованный быт, порядок и благополучие. Однако в сфере творчества есть и другие важные аспекты, особенно в таком сложном и разноплановом коллективе. Здесь непрекращающаяся катавасия, здесь играют, поют и танцуют, здесь классика перемежается и с современностью, и с народным творчеством, и с экспериментальными жанрами. Под единой крышей должны ужиться хор, балет, пантомима, вокал и разговорные жанры. Собственные коллективы уезжают на гастроли, а их место занимают приезжие, которым нужно обеспечить прокат и наполнить залы зрителями. Это непрерывный калейдоскоп, которым важно уметь управлять, учитывая все тонкости непростой актёрской души каждого. Многим из нас запомнился Виктор Артемьевич Мовсесян. Настоящий взлёт филармонии Кузбасса часто связывают с именем Юрия Львовича Юровского, что вполне справедливо. Вспоминается и Владимир Давыдович Литвинов – опытный администратор сферы культуры, до этого долгое время возглавлявший Кемеровский областной драмтеатр, он сумел многое сделать и на посту директора филармонии. На мой взгляд, главной заслугой Литвинова стало то, что ему удалось избавиться от мелочных неурядиц и дрязг. Скорее всего, секрет заключался в том, что директор сумел переключить людей с обсуждения всего окружающего на собственную профессиональную деятельность и рост мастерства. Юрий Иванович Адаменко даже дважды стоял во главе нашего огромного коллектива. О многих сейчас вспоминаешь с добротой и благодарностью, а дела и события прежних лет воспринимаются как ценный жизненный багаж, как книга памяти о работе и встречах с интересными людьми.

Я посвятил филармонии сорок один год. Помимо участия в деятельности оркестра выступал как солист. Долгое время вёл музыкальный лекторий. Даже побывал в роли музыкального руководителя филармонического театра миниатюр, который был создан замечательным режиссёром и актёром Вадимом Деранковым – партнёром Аркадия Райкина.

Объездил с гастролями практически весь Советский Союз, иногда не был дома по три-четыре месяца. Ну а на так называемых «малых гастролях» посетил множество разных местечек Кузбасса. Уровень зрительской и музыкальной культуры жителей посёлков и деревень значительно отличался от уровня завсегдатаев филармонии и музыкального театра областного центра, иной раз мы слышали удивительные и довольно забавные комментарии после выступлений. Но вместе с этим всегда подкупала искренность этих людей, которые с неподдельным интересом спешили на концерты. И это каждый раз было ещё одной зацепкой за свою работу, за профессию, которой просто невозможно изменить.

Сергей ВОЛКОВ.

Рейтинг@Mail.ru