Рейтинг@Mail.ru

12 января 2018 г.

Как архитекторов ноги кормят

Кемеровский бульвар Строителей вошёл в число лучших общественных пространств России. В прошлом году в 40 городах страны было обновлено более двухсот площадок. В топ-10 по итогам года попал и линейный парк кузбасской столицы.

Интересно, что проект реконструкции центральной части бульвара Строителей вопреки сложившейся практике проведения крупных конкурсов всероссийского уровня доверили разрабатывать не столичным, а кемеровским архитекторам. Остановились на них в результате строгого многоэтапного конкурсного отбора. Из 40 городов, которым посчастливилось участвовать в программе Минстроя «Формирование комфортной городской среды», Кемерово – единственный, над проектом которого трудились сибиряки. Во всех остальных случаях право на проектирование вы­игрывали в основном компании из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов центральной части России.

Что помогло молодой команде провинциальных градостроителей громко заявить о себе на всю страну, расскажут они сами. Кемеровчане Константин Гежа и Владимир Пыж сейчас продумывают концепцию реконструкции двух других частей линейного парка. Их планируют обновить по той же федеральной программе в ближайшие несколько лет.

– Раскройте секрет, как всё же небольшая кемеровская архитектурная компания стала победительницей федерального конкурсного отбора?

Владимир Пыж: «Ничего секретного в самой процедуре на самом деле нет. Есть сайт со всеми конкурсами России. Достаточно смотреть, подавать заявки, что мы и сделали. Сначала в Москве отбирали 10 работ по проектированию того или иного пространства. Все они были зашифрованы, то есть никто из экспертов не знал, из какого города проекты и архитекторы. Мы вошли в эту десятку. Потом уже здесь с участием общественности и местных властей из десяти работ выбирали три, наш проект оказался в тройке. После этого был ещё один этап: три проекта выставили на общественное обсуждение, и жители выбирали, какую из трёх разработок хотели бы реализовать. Победил наш творческий коллектив, что в свою очередь стало гордостью и приятной неожиданностью для самих кемеровчан».

– Но ведь у столичных архитекторов и проектировщиков больше опыта, ресурсов. Благодаря чему удалось справиться с серьёзной конкуренцией?

Владимир Пыж: «Мы много раз выезжали на площадку. Старались сделать идею наиболее близкой жителям, можно сказать, почувствовали пожелания кемеровчан. В отличие от конкурентов из других городов мы имели возможность лично общаться с горожанами».

Константин Гежа: «Это наш первый опыт создания проекта с учётом пожеланий граждан, впервые было такое проработанное задание. Примерно за полгода до объявления конкурса провели антропологическое исследование, на основании которого сформировали задание. Обычно выдают буквально несколько листочков с техническими параметрами – площадь, какие малые архитектурные формы поставить и так далее. Здесь был совершенно другой подход».

– Получается, в основу работы лёг принцип так называемого соучаствующего проектирования, которым сегодня активно пользуются архитекторы в Европе и который постепенно перенимают российские градостроители?

Владимир Пыж: «Совершенно верно. Мы привыкли, что профессиональное сообщество архитекторов, администрация или застройщик принимают решения о принципах застройки, исходя из своих предпочтений или придумывая функции, которые, на их взгляд, должны иметь положительный отклик. Иными словами, тыкают пальцем в небо, часто обрекая себя на критику со стороны граждан. Такая тенденция настолько укоренилась в сознании людей, что даже положительные действия власти рассматривается через призму недоверия: «Бюджет распилили, всё разворовали, на откатах живут, нам показуху устраивают, чтобы не ворчали». Архитекторы в свою очередь, видя однотипную реакцию горожан, тоже не испытывают восторга от диалога с жителями. Но существуют методики общения власти, архитекторов и горожан. Нужно восстанавливать доверие, переходить на новый уровень общественных коммуникаций, использовать современные технологии общественного участия, активно вовлекать жителей в принятие значимых для города решений. Это мы и пытались сделать, работая над проектом реконструкции центральной части бульвара Строителей».

– А кемеровачане были готовы к такому диалогу или вы просто смогли найти к ним верный подход?

Константин Гежа: «Мы очень много гуляли по бульвару, иногда по несколько раз в день, и поняли, что ему не нужна такая ширина, поэтому решили сократить её. Причём мы наблюдали и за людьми: куда они пойдут, что будут делать, как и где играют дети, пользуются ли спросом услуги арендаторов, разговаривали с прохожими».

– А ещё говорят, что в ногах правды нет…

Константин Гежа: «Это не так, у архитекторов как раз в ногах вся правда (смеется), а также в наблюдениях, умении анализировать. Так, приходя на бульвар в разное время дня, мы поняли, например, что такое количество батутов не нужно, они не востребованы и только загромождают пространство и портят вид. Лучше пусть будет один арендатор с интересным функционалом на разных локациях, чтобы не стягивать все развлекательные площадки к центру бульвара».

Владимир Пыж: «Ещё мы заметили, что до реконструкции тут практически не было мам и семей, которые гуляют с колясками. Те немногие, кого мы встречали, говорили, что коляски неудобно катать как по бетонным плитам, так и по тротуарному мелкому мощению. В результате у нас на бульваре комбинированное покрытие: на центральных частях мощение плиткой, а боковые аллеи выполнены в асфальте, и не в целях экономии, а именно для удобства. Эти дорожки располагаются в отдалении от основных прогулочных маршрутов – в тени, в тишине. Как раз то, что нужно мамам и малышам».

– Мнения каких категорий граждан ещё были для вас полезны или стали своего рода открытием?

Владимир Пыж: «Мы пригласили сообщество велосипедистов, прошлись по бульвару с ними вместе и советовались, где и как сделать велодорожки. Мы представляли траекторию их движения криволинейной: едешь между деревьями, виляешь и получаешь удовольствие от природы. А оказалось, что велосипедистам нужен прямой путь, потому что средняя скорость достигает сорока километров в час, вилять среди деревьев неудобно, обзорность маленькая и будут постоянные велосипедные ДТП. Нас убедили сделать прямую дорожку».

– На ваш взгляд, общественные слушания – это эффективная форма работы? Или полезнее общаться с представителями различных категорий граждан тет-а-тет?

Константин Гежа: «Это своего рода масштабная генерация идей. И те замечания и предложения, которые звучали на общественных слушаниях, учтены – при условии отсутствия технических и инженерных препятствий для их воплощения. Например, часто говорилось о нехватке затенённых мест, о том, что ветрено, надоела эта линейность, скучно ходить по такому месту… Всё это мы приняли во внимание».

Владимир Пыж: «В ходе обсуждения проекта реконструкции верхней части бульвара Строителей (на участке от проспекта Химиков до улицы Марковцева. – Прим. ред.) были интересные пожелания. Например, студенты предложили создать на бульваре лекторий под открытым небом. У нас даже мысли такой не возникало, а когда услышали предложение, стали общаться со студентами и поняли, что это реально, это то, что нужно молодёжи и будет востребовано. Ведь вокруг бульвара сосредоточено немало вузов – институт культуры, сельскохозяйственный, КемТИПП, медицинская академия».

– Но ведь всем не угодишь, и такое активное взаимодействие с общественностью порой усложняет дело и значительно увеличивает время процесса проектирования. Не было желания вернуться к прежним методам?

Владимир Пыж: «Когда долго занимаешься одним делом по одному сценарию, конечно, сложно ему изменять. Эти мысли подсознательно сидели. Но во время обсуждения понимаешь, к какому невероятному результату приводит совместная работа».

Константин Гежа: «Безусловно, проект дольше рождается, и нам приходилось иногда учиться по-другому смотреть на принципы проектирования общественного пространства. Зато расширилось архитектурное сознание».

Владимир Пыж: «И та отдача, которую мы получали от людей, на самом деле дорогого стоит. Во время обсуждения нашего проекта у меня было так тепло на душе, мурашки по коже бежали, когда кемеровчане от души благодарили. Это приятно. Ведь в конечном счёте наша задача – сделать город привлекательным и комфортным для жителей. Если общественные пространства начнут строиться для реального потребителя с реальными потребностями, то и отношение жителей к городской среде начнёт меняться, появится осознание сопричастности к формированию облика родного места, которое пробуждает бережное отношение к окружающему. Посмотрите, сколько там сейчас народа в любую погоду. Просто центр притяжения!»

Мария ФУРМАНЕНКО.

Рейтинг@Mail.ru