Рейтинг@Mail.ru

03 ноября 2017 г.

Тепло без переплаты, или Инструкция для потребителя

По закону у потребителей коммунальных услуг есть веские основания для того, чтобы снизить сумму платежей в квитанциях, если в квартирах холодно или, наоборот, слишком жарко. Правда, далеко не все об этом знают.

Многие жители многоквартирных домов до сих пор с возмущением вспоминают сентябрьские платёжки с доначислениями за прошлогоднее тепло. Тогда коммунальщики немногословно доложили о том, что дома, согласно показаниям общих приборов учёта, потребили больше энергоресурса, чем обычно, и эти перерасходы и перегревы по умолчанию вписали в счета граждан. И ведь пришлось платить! У некоторых платёж увеличился сразу на несколько тысяч рублей. Конечно, можно махнуть рукой и отдать деньги в надежде, что этот прецедент будет разовым и в дальнейшем не повторится. Но лучше пойти по другому, более сложному пути – защитить свои права и свой кошелёк.

Сделать это не только можно, но и нужно. В Государственной жилищной инспекции Кемеровской области по этому случаю даже разработали специальную памятку для граждан.

Вас «нагрели» за перегрев?

Платёж за теплоснабжение сегодня составляет значительную долю жилищно-коммунальных затрат. Поэтому естественно, что мы рассчитываем на получение определённого уровня комфорта в нашей квартире. Российское законодательство вполне конкретно определяет, какая температура должна быть в жилых помещениях. В угловых комнатах +22°C, в остальных – не ниже +20°C. Согласно правилам и нормам предоставления коммунальных услуг, допускается незначительное отклонение от этих параметров в бОльшую сторону: превышение нормативов может быть не выше чем на 4°C. Если же столбик комнатного термометра уверенно стремится к тридцатиградусному рубежу, в квартире душно, сухо и постоянно – даже в самый сильный мороз – открыты окна, это значит, что счётчик тепла наматывает лишние гигакалории, и они обязательно выйдут плюсом в новых платежах за ЖКУ.

В этой ситуации важно знать, что не только недогрев, но и перегрев является грубым нарушением со стороны коммунальщиков, которые обязаны предоставлять потребителям услуги в необходимом объёме и надлежащего качества. В противном случае можно просто не платить.

– Согласно действующему законодательству, при предоставлении в расчётном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за неё подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты, – пояснила начальник Госжилинспекции Кузбасса Ирина Гайденко.

Под лежачий камень…

Ограничения, регулирующие работу поставщиков коммунальных услуг, достаточно строгие. Даже одного лишнего градуса достаточно для проведения комплексного перерасчёта оплаты за тепло. Однако добиться его довольно сложно: нужна активная позиция собственников, своевременные жалобы и обращения и чёткое следование инструкции. Вернуть деньги задним числом невозможно, а потому важнее всего не упустить момент.

Первым шагом в оптимизации ваших коммунальных расходов будет фиксация нарушения. Важно понимать, что перерасчёт за некачественные услуги производится только при соблюдении всех требований законодательства по порядку установления факта предоставления таких услуг. Так, в первую очередь жителям следует обратиться к поставщику (это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания) и сообщить о том, что температура в квартире не соответствует нормативу. Это можно сделать письменно или устно, главное – проследить, чтобы сообщение было зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. С этого момента в течение двух часов коммунальщики обязаны обследовать жильё, произвести температурные замеры, а их результат занести в специальный акт. Он составляется в нескольких экземплярах и один из них обязательно должен остаться у жильцов. И это только начало. Вместе с актом, свидетельствующим о несоответствии температурного режима нормативным показателям, собственнику квартиры необходимо написать заявление с требованием произвести перерасчёт. Таким образом, эти два документа являются основанием для уменьшения размера платы за отопление. Заявление составляется в произвольной форме на имя руководителя управляющей компании (УК), которая фактически осуществляет начисление оплаты. Лучше написать его в двух экземплярах, один из которых оставить себе с пометкой УК, что документ принят и зарегистрирован.

А дальше дело уже за самими коммунальщиками. Чтобы определить период перерасчёта, они должны нормализовать температуру и отразить это в новом акте обследования жилого помещения. И затем вернуть жильцам деньги за некачественно оказанную коммунальную услугу.

Если управляющая или ресурсоснабжающая организация ответят на обращения и заявления необоснованным отказом, то кемеровчане имеют полное право обратиться с жалобой на их работу в Госжилинспекцию. Надзорный орган проведёт проверку и обяжет привести в соответствие с законом и температурный режим, и коммунальные платёжки, а возможно, привлечёт коммунальщиков к административной ответственности.

Мария ФУРМАНЕНКО.

Рейтинг@Mail.ru